Социологический факультет

Ответственная за работу по факультету - ст. преп. Проценко Е. В.

Аннотация к программе дисциплины "Практический курс французского языка" (квалификация: бакалавр)

Сост.: ст. преп. Гогузева С. Н., ст. преп. Проценко Е. В. 

Дисциплина «Практический курс французского языка» является частью «Гуманитарного, социального и экономического цикла» дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация: "бакалавр").

Дисциплина реализуется на факультете кафедрой иностранных языков (общеуниверситетская кафедра).

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 11 зачётных единиц, 396 часов.

Программой предусмотрены практические занятия 198 часов; самостоятельная работа студентов 198 часов.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с практическим освоением французского языка (уровень В1 – В2 по Европейской квалификации).

Дисциплина направлена на формирование знаний, умений и навыков, позволяющих использовать французский язык в межличностном общении и профессиональной деятельности.

Сформулированная таким образом ориентированность учебного курса требует создания следующих компетенций:

  • универсальные: коммуникативная (языковая, речевая, социолингвистическая), учебно-познавательная;
  • профессиональные: начальная профессиональная, системно-аналитическая, информационная;
  • социальные: социокультурная, социальная.

Конкретной практической целью обучения французскому языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции для его использования в профессиональной деятельности на международной арене, в познавательной деятельности и для межличностного общения.

Коммуникативная компетенция - это умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями общения. Она подразумевает практические умения и навыки пользования языком, т.е. развитие речевых навыков, достаточных для реализации коммуникативных функций на уровне, позволяющем полноценно осуществлять круг рабочих обязанностей, профессиональное общение и общение на бытовом уровне. Только решая их в комплексе, можно сформировать основные параметры языковой компетенции.

Языковая компетенция включает языковые знания, умения и навыки, соответствующие темам, сферам и задачам общения на конкретном этапе и предполагает готовность овладевать ими и использовать для достижения целей общения. В рамках языковой компетенции выделяются лексическая, грамматическая и фонологическая компетенции.

Речевая компетенция включает речевые умения и навыки – чтения, аудирования, говорения и письменной речи, а также перевода, и предполагает готовность их реализовывать в репродуктивной и продуктивной речевой деятельности в соответствии с коммуникативными задачами.

Социолингвистическая компетенция включает лингвострановедческие знания, понимание межкультурных различий, умение и готовность участников общения использовать и преобразовывать языковые формы в соответствии с ситуацией для достижения целей общения на французском языке.

Учебно-познавательная компетенция сосредоточена на развитии общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Формирование коммуникативной компетенции происходит во взаимосвязи с социальной, социокультурной, информационно-аналитической и профессиональной компетенциями, которые составляют воспитательную и развивающую цели обучения французскому языку в рамках данной программы.

Начальная профессиональная компетенция представляет собой овладение базовыми понятиями в области социологии и умения обсуждать эти понятия.

Социокультурная компетенция предполагает знание культуры (в широком её понимании): культуры страны изучаемого языка и других стран мира; умение находить общее и видеть отличное от своей культуры; умение и готовность использовать эти знания в процессе общения с представителями других культур на французском языке; готовность принимать культурное разнообразие и право на иной образ мысли и жизни, при этом отстаивая свою позицию, сохраняя чувство собственного достоинства и не унижая достоинства представителей иных культур.

Социальная компетенция предполагает умение адекватно оценивать ситуацию и изменять принятое решение, умение работать в команде и одновременно проявлять качества лидера в профессиональной и учебно-познавательной деятельности, готовность и умение взаимодействовать с другими людьми в группе, коллективе, с партнёрами и оппонентами.